“Математика является языком, на котором Бог написал Вселенную».
Галилео Галилей
В 2000 году для одной из персональных выставок в Нью-Йоркской галерее Zalman, Наргис Рахманова подготовила серию фигуративных и абстрактных работ под названием «Перекрёстки», в которых объединились два сегмента классически определённых жанров живописи: абстракция как олицетворение чистой энергии и фигуративное – как манифестация энергии в форме. В произведениях, представленных на этой выставке, Наргис определила для себя две основные концепции её будущих работ – энергия и материя.
Вслед за «Перекрёстком» последовала следующая серия живописных работ под названием «Лаборатория, в поисках души», творческим импульсом для которой послужили анатомические рисунки человеческого тела Леонардо да Винчи. С тех пор дух стремления Леонардо в его поисках источника жизни не оставляли Наргис. Принимая изобразительное искусство, как один из методов изучения окружающего нас мира, Наргис ломает ограничения классической школы изобразительного искусства, которое положило начало её художественному образованию, и мастерски использует технику во многих направлениях, объединённую одной высшей задачей – раскрытием идеи в поисках скрытой реальности.
Данная выставка представляет новые работы, выполненные в смешанной технике рисунка вышивкой и краской на холсте, а также фотографии и видео инсталляцию, под названием «Звуки номадов, постигая послания красоты» из серии «По пути Арабесок». Эти произведения, вдохновением для которых послужили орнаментальные структуры Арабесок, в процессе творения выявили геометрические структуры с легко узнаваемыми Пифагоро-Платоновскими доктринами.
Впечатлённая красотой орнаментов Арабесок, Наргис применила философский подход Платона и его зов к «Раскодированию посланий красоты». Интуитивно Наргис заинтересовалась открытиями современных математиков, занимающихся изучением этих загадочных структур. Как оказалось, анализируя орнаменты с математической точки зрения, возможно увидеть 17 различных типов симметрий в трёх измерениях данного мира. Это совершенные геометрические структуры – динамичные, гибкие и способные развиваться до бесконечности в заданном пространстве. Эти структуры не лимитированы, а напрямую соединены с «твёрдыми веществами» Платона, одно из которых – тетрагедрон – древние греки рассматривали как саму основу материи.
Ломая орнаменты и создавая поэтапные рисунки, Наргис показывает как искусство Арабесок неразрывно связанно с геометрией.
Геометрические структуры Арабесок основываются на вечной математике, являющейся одним из основных предметов изучения, а также мостом между двумя цивилизациями – античной Грецией и Средним Востоком VIII века. Опираясь на важнейшие культурные и философские тенденции двух различных древних культур, Наргис создаёт чувство путешествия во времени. Она ставит вопрос об источнике геометрических структур, являющихся основами орнаментов и напоминает нам об убеждениях Платона о геометрии. Платон верил, что геометрия покрывает бесконечный мир идей и служит прототипом отражений настоящих вещей, которые могут только проблеском коснуться нашего земного сознания. По мнению великого философа, «геометрические фигуры являются идеальной памятью геометрических качеств идеальных геометрических фигур, существующих в каком-то бесконечном пространстве, едва ли возможном быть понятым людьми».
Принимая взгляд Платона за основу для своего поиска, Наргис предлагает рассматривать главную функцию орнаментов как проводников для ума из прозаического земного мира в замаскированную, вечную реальность.
«Я хотела бы приоткрыть и адресовать настоящую сложность и актуальность геометрии восточной орнаментики, также как её широкое современное художественное и научное значение», поделился художник.
Как дочь известного музыковеда и одного из лидирующих мастеров по скульптуре Казахстана, Наргис остаётся верной своим корням и ставит вопросы не только об орнаментальных структурах, но и о рождении самих основ орнаментальной геометрии. В её видеоинсталляции – «Я – Голос», она провоцирует диалог об источнике любой геометрии и позволяет зрителю увидеть простые геометрические формы, сотворённые звуковой волной человеческого голоса, которые в свою очередь рефлектируют высказывание Пифагора: «There is geometry in the humming of the strings, there is music in the spacing of the spheres» (Существует геометрия в звучаниях струн, существует музыка в интервалах сфер).
Наргис Рахманова не воспринимает изобразительное искусство изолированно, а соединяет его с учениями различных философских школ, историей, математикой и музыкой. Она видит все упомянутые дисциплины, как составные звенья одного целого, каждая часть которого может пролить свет на другую, позволяя нам через познание понять нашу реальность. Через свою позицию как художник, Наргис продолжает свой человеческий поиск источника реальности и реализации его потенциала.
Выставка посвящается светлой памяти племянника Наргис – Эльнура Рахманова.