tengriline_banners_1
tengriline_banners_2
tengriline_banners_4
tengriline_banners_6
tengriline_banners_7

Выставка работ казахстанской арт-группы «Кызыл Трактор»

В рамках проведения фестиваля «ARTBAT FEST» в галерее Тенгри-Умай проходит выставка казахстанской арт-группы Кызыл Трактор. Представлены работы художников казахстанского авангарда: Смаила Баялиева, Виталия Симакова, АбилСаида Атабекова, Арыстанбека Шалбаева и Сырлыбека Бекботаева.

 

Название выставки «777» задана инсталляцией В.Симакова «Композиция 777». В экспозицию включены, картины, фотоколлажи, инсталляции.

 Число 7 – счастливое число, а если семерок целых три, то удача точно не оставит тебя. Но почему именно эта цифра?

Семерку почитали с древних времен. Так или иначе, эта цифра фигурирует везде: от народных поговорок («Семь пядей во лбу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Семь бед - один ответ», «За семью морями», «На седьмом небе от счастья») до книг Нового и Ветхого Заветов (где это число упоминается 392 раза) и встроенности его в матрицу ежедневной жизни (семь дней недели, семь цветов радуги, семь нот музыкальной гаммы). А чудесное совпадение трех семерок в буддийской философии, например,вообще символизируют просветление - момент, когда человек осознаёт, в чём заключался смысл его жизни. Но нынешний проект «Кызыл Трактор» в галерее Tengri Umai вовсе не о счастье и просветлении, а о трагичном переживании настоящего. Настоящего, которое согласно тому же буддийскому чередованию эпох входит в темные времена Kali-Yuga — век раздора и зла.

 

И так получается, что сохраняя свою традиционную линию исследования художественных: культурно-исторических, цветовых, знаковых, скульптурно-пластических, перформативных форм, этот проект «Тракторов» становится неожиданным публицистическим, если не прямо политическим высказыванием в рамках фестиваля ArtBat Fest. Это звучание было задано инсталляцией Виталия Симакова «Композиция 777», прямо посвященной июньской трагедии Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», который был сбит в небе над Донецкой областью: власти Украины утверждают, что его сбили сепаратисты, сепаратисты отнекиваются, российские СМИ обвиняют украинских военных. Информационное пространство переполнено различными версиями, но масса этой информации не проясняет вину, а только сгущает удушливость информационного «тумана». На наших глазах система стратегических умолчаний с разных сторон приводит к коллапсу открытого информационного пространства как такового. Погибли 300 человек. И пока в Амстердаме обсуждают мемориал в память о погибших (который планируют открыть 10 ноября) Виталий Симаков создает свой образ. В его визуальности есть как доля прямой, бьющей «в лоб», практически плакатной реакции на это событие, так и неожиданная скульптурная пластика: объемно-пространственная скульптура возникает буквально из одного мотка проволоки, которая, раскручиваясь как упругая пружина, создает зримый визуальный образ траектории последнего полета Boeing-777. Увы, «счастливое число» не спасло его.

 

Идея о то, что мир уже давно един, и любая трагедия имеет не только частное, но и общечеловеческое значение прослежена и в крупноформатных фотоколлажах АбилСаида Атабекова «Кокпар - Москва 14», «Алпамыс - Кокпар 14», «Алпамыс-14», «Дарбаза-14», где соединяются традиционные, архаические ценности Казахстана и реалии современного мира. Коллажные переносы здесь только подчеркивают современное смешение старого и нового в вавилонским котле модернизации: древний вид традиционных конных состязаний «кокпар» становится элитарным и престижным видом спорта, где главным призом выступает навороченная Toyota Camry, а на костюмах участников мелькают брендовые надписи: FBI, Mersedes, Coca-Cola. А в работах «Байтерек – 01» и «Байтерек – 02», известный символ «мирового древа», набросанный президентом на краю салфетки, будто в волшебной сказке не только превращается в огромный монумент из стали и стекла, но и взлетает в небо как Байконурская ракета. Для того чтобы «вернуть» условность фотографической «обманки» в реальный мир, художник буквально «приземляет» ее, энергично обмазывая фрагменты фото глиной и вводя дополнительные предметы.

 

Послание из прошлого в настоящее о неутоленном желании покорения мира прозрачно проступает в диптихе Арыстанбека Шалбаева «Чингизхан». Образ основателя самой крупной в истории человечества империи здесь впечатан во время и неизменен как скала. Меняется лишь исторический фон и технологические новшества, многие из которых по прежнему имеют двойное назначение: как мирное, так и военное. А в другом его проекте «Девочки из Кызыл — Аскера» прямая документальнаяфотосъемка в родной деревне так же ярко засвечивает разную скорость потоков времени: сама деревня как будто застыла в прошлых веках (где «прошлое» это и глубокая местная традиция и советское прошлое. оставшееся в названии деревни) , но детали уже «вспучивают» эту пасторальную картинку бурным внедрением реалий эксплуатации земных недр - нефтедобычи, неумолимо преобразующей традиционный природный ландшафт.

 

Эта линия разговора о традиции и модернизации, а так же памяти истории или попытках эту память стереть или умолчать тут же подхватывается в фотосериях Сырлыбека Бекботаева «Красный фильтр»и «Большая информация». «Красный» здесь прямо становится цветом крови и хрупкости жизни под гнетом жерновов истории. В кадре: портреты писателей, ученых, деятелей культуры которых сталинская машин террора пыталась буквально «стереть», но не смогла, хотя и оставила нам лишь отдельные фрагменты из целой истории жизни и творчества. А вот «Большая информация» это уже прямое фото из сегодняшнего дня, но выглядящее как практически плакатная метафора единости информационного поля в век новых технологий, когда-то стартовавшиего с обычных бумажных газет и радиотрансляций.

 

И завершающий всю экспозицию фрагмент, прячется в ее глубине, словно местный и очень домашний угол зрения на всю эту бурную картину мира. По сути, это и есть много раз повторенный в изобразительном искусстве Казахстана образ «дома художника», на стенах которого висят живописные пейзажи и фотографии скульптурных объектов. В данном случае, известных монументальных скульптурных объектов самого Смаила Баялиева«Табун», «Степная архитектоника», «Голова», «Водопад».

 

Благодаря диалогу между участниками, традиционно имеющему большое значение в творческой группе «Кызыл Трактор», трактористы рассказали нам целую историю о современном мире и его переживании. И зная их, мы понимаем что эта история далеко не последняя.

 

Дмитрий Пиликин