Герман Титов родился в 1962 году в Днепропетровске (Украина). В 1985 закончил худ.-граф. факультет КазПИ им. Абая. Участник выставок с 1990 года.
Персональная выставка Германа Титова «Параллели»
Министерство культуры и информации РК, Государственный музей искусств имени А. Кастеева РК представляют персональную выставку Германа Титова «Параллели». В экспозиции представлено более 30 живописных произведений, а также авторские объекты художника.
Для художника Германа Титова живопись является одновременно способом и средством постижения жизни. В процессе работы над материалом новой персональной выставки онобъединяет три глобальные темы, которые сплетаются в единую канву, получившую название «Параллели».
Глубокое чувство ностальгии пронизывает серию произведений, которую можно условно обозначить как «Кладбище машин». Брошенные лодки, старые грузовые машины, груды старых ненужных предметов, постепенно погружаясь в пески, рискуют вскоре исчезнуть совсем. Они несут в себе печать былого, когда были востребованы и приносили пользу человечеству. Германа манит эстетика искореженного ржавого металла – вся серия решена в едином колорите, – в качестве материала выбран акрил, позволяющий достичь необходимой матовости, «сухости» цвета. Состояние неустойчивого, шаткого, заваливающегося пространства символизирует зыбкость времени и нашего пребывания в нем. Ключевым акцентом, скорее даже главным действующим лицом в этом тематическом цикле является небо – широкое, динамичное, живое, через которое, на контрасте с мертвыми машинами, проявляется жизнеутверждающее начало.
Герман, увлекаясь определенной идеей,создает масштабные серии, что позволяет достичь максимального погружения в тему и исключить элемент случайности. Его увлекает и захватывает процесс, он самозабвенно погружается в работу, демонстрируя поразительную работоспособность и профессионализм.
Его произведения можно охарактеризовать как «живопись состояний» – от перцептивного воздействия на органы чувств до погружения в душевно-эмоциональные ощущения зрителя. Так, в серии урбанистических пейзажей присутствует раскаленный воздух, заполняющийвсе живописное пространство и даже выходящий за его пределы. Городские пейзажи строятся из реальных фрагментов, которые заинтересовали и привлекли внимание.
Контрасты, скрытые и явные, пронизывают атмосферу произведений. Древность здесь дышит современностью, цветовая сдержанность разрывается мощными локальными акцентами, а наполненное жизнью городское пространство оказывается пустым и безжизненным. Самым живым здесь вновь становится небо – напряженное, кислотное, динамичное.
Эстетика граффити, как неотъемлемого элемента современного городского пространства, влияет на характер и стилистику этой живописи. Порой в композициях появляются случайные фрагменты текста – вывески, надписи на стенах, затейливая игра проводов – как некие послания в никуда, несущие шифры к разгадке тайн времени. Возникает новая параллель, ведь урбанистическим пейзажам современности рано или поздно предстоит стать руинами, эстетика которых манит автора.
И, наконец, одна из ключевых тем,увлекающих Германа на протяжении длительного времени, отражает его увлеченность игрой. Игрушки являются частью мира вещей как отражение человеческой экзистенции. Куклы являются символическими изображениями человека, созданного им самим. Они живут своей жизнью, модно одеваются, ходят в гости и в магазин за покупками. У Германа Титова куклы играют на музыкальных инструментах, – любят, воюют, – испытывая все драмы человеческой жизни. Но происходит странная метаморфоза, когда в произведениях Титова в какой-то момент стирается грань между миром людей и игрушек. Но невозможно абсолютно точно определить степень жизненности персонажей, или, напротив, их принадлежность к миру вещей, и это состояние промежуточности, недосказанности,выражение основной идеи через полунамеки, нюансы и есть.
Стремление проследить жизнь предмета или пространства приводит к наполнению жизнью и одушевлению неживых предметов. Манипуляции с предметами, их неожиданные совмещения и включение в единый контекст с персонажами есть составляющие иронии, а порой откровенного стеба художника, который выдумывая и играя, не теряет связи с реальностью. В картинах объединяются приемы живописи и графики, вводятся элементы театральности – композиционная фризовость, постепенное разворачивание действия.
Герман Титов убежден в необязательности и недолговечности искусства. Но главное его предназначение, по мнению художника, состоит в возможности осознания того, что было и будет с нами, в подведении итогов прошлого и возможном прогнозировании будущего. И он продолжает упорно создавать свои живописные нарративы, основная цель которых – осмысление человеческого бытия и поиск пронизывающих его бесконечных параллелей.
Екатерина Резникова, кандидат искусствоведения