Реченский Павел Иванович
Родился 8 ноября 1924 года в семье поляков, село Бабово, Саратовская область.
С 1962 года -член Союза художников СССР.
Участник Великой Отечественной войны.
Является одним из создателей Карагандинской организации Союза художников Казахстана.
Умер 9 мая 1999 года, г.Караганда, Казахстан
Участие в выставках:
1999 - Персональная Выставка посвященная памяти Художника. Галерея Тенгри-Умай, Алматы, Казахстан.
1997 - Выставка "Монолог". Галерея Тенгри-Умай. Алматы, Казахстан.
1997 - Выставка художников Караганды. Братислава, Чехословакия.
1996 - Выставка художников Караганды. Акмола, Казахстан.
1995 - Персональная выставка. Москва, Россия.
1994 - Персональная выставка «По дорогам истины». Галерея Тенгри-Умай, Алматы, Казахстан.
1993 - Выставка художников Караганды. Радом, Польша.
1991 - Групповая выставка художников Казахстана. Москва, Россия.
1977 - Всесоюзная живопись, графика. Севастополь, Украинская ССР.
1971 - Передвижная выставка живописи и графики. Москва, Россия.
1951-1953 гг.- Республиканские выставки. Алма-Ата, КазССР.
1970 - Передвижная выставка живописи и графики. Кызыл, Тувинская ССР.
1970 - Выставка живописи всесоюзной группы художников. Гурзуф.
1968 - Выставка живописи "Гурзуф". Ленинград, РСФСР.
1960 - Передвижная выставка живописи и графики. Темиртау, КазССР.
1959 - Всесоюзная выставка живописи. Хоста.
1958 - Выставка живописи. Алма-Ата, КазССР.
1955 - Отчетная выставка художников Караганды, Каз. ИЗО. Караганда. КазССР.
1948 - Выставка живописи. Порт-Артур.
Сердце, то место, где обитает Богородица.
«Выхожу один я на дорогу»
Ему исполнилось бы сейчас 80 лет. Ушедший от нас 5 лет назад художник Павел Реченский в своих дневниковых записях «простых и непростых истин, пришедших на ум» предвидел интерес к своим полотнам в будущем: «Всплываю, как водолаз со дна с бесценным сокровищем в руках. Всмотритесь в него, люди будущего!».
Работы П.И. Реченского, в которых естественно, гармонично встретились такие полярные жанры как иконопись и русская лубочная картинка, обогатившие друг друга ароматом специфичности, не спутаешь ни с какими другими, ибо он вышел на стиль, свой стиль, пополнив эзотерическую живопись новым именем.
Широкий творческий диапазон художника вмещал все жанры станковой живописи. Разнообразие тем: война, тюрьмы Карлага, космос и шахтерская Караганда, Русь и Средняя Азия с Казахстаном, в которых сохранены для нас и потомков приметы советской эпохи и образы людей, вынесших на своих плечах все тяготы послевоенной разрухи, подъема целины, преданного служения Родине, является своеобразной изобразительной «Повестью временных лет». «Я – художник, - писал он в своем дневнике, - наблюдаю за жизнью, за различными ее проявлениями (не из-подтишка, но открыто). Цель? – Писать, создавать не от случая к случаю, не по просьбе окружающих, а для замечательного грядущего потомства. Люди там, в далеком будущем, смогут увидеть и понять самые загадочные грани, углы и круги нашей жизни, ее воронки и водовороты, рытвины и углы. Конечно творческое горение не необходимость, а потребность очень немногих людей. Безусловно, нет нужды втаскивать в искусство темные, плохие стороны жизни. Если их нет. А когда вся жизнь состоит в основном, из газовой сажи, то отдельные пятна света еще ярче возникают на зловещем фоне». Его работы кажутся поначалу темноватыми, непрофессиональными, трагичными, но и светлыми в своем милосердном сопереживании моменту с верой, надеждой и любовью ангельской.
Картины Реченского - это определенный уровень ясного видения. Сюжетность бытовой реальности лубка, он пропитал, нет, скорее пронзил метафизическим смыслом сверх-реальности, соединив миф сказки, язычество славянского фольклора, с христианским мифом. Свою жизнь он оценивал как «путь за сказкой». Судя по картинам, хорошо понимал экзистенцию в ее переплетениях действительности и реальности, данности и творении.
Книжная иллюстративность соседствует с техникой росписи лаковой миниатюры, приемы сюрреализма с иконописью. Он попытался освободить икону от статичности, сделав ее не отстраненно-стылым памятником духовного опыта неких святых, а подвижной и живой, близкой и теплой метафорой, используя канонические иконописные цвета и темперные краски с их матовостью, способностью создавать глубину и внутреннее мерцание. Округлость форм, разрезанных прямыми линиями, напоминают духовно-графические поиски Стерлигова и его учителей–предшественников – Малевича, Кандинского, конструктивистов и экспрессионистов, пластика линий - о мягкости проникновенного сердца и твердом духовном стержне, эмоциональном напряжении и внутренней силе. Авангард и традиция не мешают друг другу, выполняя сверх-задачу – выразить полноту проживания момента. Отсюда поэтичность, которая уводит от пафоса невыносимой трагедии и приводит к смиренному созерцанию воли Божьей. «Не испугавшись абсурда, художник может добиться истины в большей мере, нежели традиционалист», (из дневника).
Пройдя страшный путь репрессий (его родителей сослали в Оскаровский район Карагандинской области, когда ему было 6 лет), пережив войну и сталинщину, он остался человеком, преданным Богу, красоте. «У некоторых народов остались великие произведения, у других нет. Остались они у тех народов, которые сломали лед равнодушия. А мне снова мучиться и думать, как сделать искусство еще чище, еще прекраснее, еще загадочнее, еще правдивее».
Павел Реченский пребывал в этой жизни всем сердцем, полным любви и сострадания. Похожий на доброго сказочника или волхва, он писал свои «былины», не имея профессионального образования. Участник Великой Отечественной войны, Павел Иванович освободился от военной службы только в 1950 году и был направлен на работу в художественные мастерские товарищества КазИЗО. Будучи матросом, где-то под Порт-Артуром, он закончил изостудию. Восьмилетнее образование не мешало читать ему философов и физиков, писать притчи. За примитивное искусство его били, но, тем не менее, он прославился и даже стал в1961 году членом Союза художников СССР. «Моя тропа начиналась от народного искусства. Народ не только творит и создает, но и охраняет, сберегает, передает сокровища следующим поколениям. Люди, воспитанные на народном искусстве, обязательно поймут великие творения, созданные мыслителями, художниками и поэтами».
Реченский, являясь одним из создателей Карагандинской организации Союза художников Казахстана, стал как бы камертоном для карагандинских художников, олицетворением внутренней чистоты, совести, бескомпромиссности и щедрости. «Я остался самим собой, я не попал в лапы временного успеха и тщеславия».
Свое пребывание в знаменитом и престижном Доме творчества «Сенеж», где собирались на несколько месяцев художники со всего Союза, он описывает так: «Вымыты кисти, закрыты палитры, свернуты, закрыты холсты. Нет ветра. Дерево сгибает свои ветки под тяжестью плодов, но не находится ни Ньютонов, ни достойных едоков. Люди влюблены в себя и убеждены, что они вечны. Избранность не преследует их». Это он о художниках, «автолюбителей от искусства».
«Масленица. Солнце – голос Весны. Под воздействием этого голоса пробуждаются краски, звуки и движения. В нашем Доме творчества отличное питание. Кормят четыре раза в день. Кроме того, каждую неделю меняют постельные принадлежности, в которые входят махровые полотенца! Дабы не продавать душу, я оставляю напоследок шесть картин в этом творческом доме. На ум пришло сравнение: комиссия тоже чистилище. Кого в рай, кого в ад».
Только одному Павлодарскому музею он подарил 80 своих работ.
«Его картины – Божественный дар нам, современникам, они как настоящий алмаз, который со временем сияет все ярче, как и Калмыков, отвергнутый социумом, но со временем ставший тождественным истине» - сказал Владимир Филатов, директор галереи, в своем представлении творчества художника.
Вечер памяти, устроенный в июле в Алматы в галерее «Тенгри-Умай» в честь Павла Ивановича Реченского (1924-1999) и его юбилейной выставки «Летопись истины и красоты», был наполнен классической музыкой в исполнении пианиста Александра Курыкина и воспоминаниями Натальи Иваниной, другом художника, специально приехавшей на открытие из Караганды вместе с членами его семьи.
Ольга Кубатина