Приходько Валерий

Валерий Михайлович Приходько родился в 1949 году Мурманске. Окончил Красносельское училище художественной обработки металлов, отделение скань-эмаль. Член СХ (1981). Участник выставок (с 1972). Произведения находятся в музеях и частных коллекциях Казахстана и зарубежья.

Всякое первооткрытие завораживает, если же речь идет о необычайно сложном и детски-простом видении мира, о мире художника, возникает самопроизвольный вопрос: кто он, откуда, с чем пришел? И редко кто остановится в раздумье: «Зачем?» Хотя история устами Гёте сформулировала его как главный, изначальный вопрос бытия. Именно с него началось знакомство зрителя, впервые увидевшего произведения графика и живописца Валерия Михайловича Приходько на его персональной выставке в Галерее современного искусства «Тенгри-Умай» в 1997 году. Впервые знакомя алматинцев и гостей города со своим творчеством, художник ограничился тогда лишь периодом трех-четырех последних лет, намеренно стремясь явить себя лишь в дне сегодняшнем. Меж тем творческий путь его насчитывает уже более трех десятилетий.

Начало

     Родина художника – Казахстан. Здесь он провёл всю свою сознательную жизнь, как говорят в народе. Но, наверное, неслучайно, встретив его впервые в Алма-Ате на региональной выставке павлодарских художников, высокого, широкоплечего, с ярко-синими глазами, подумала, что он – выходец из северян.

Теперь знаю, что родом он – из Мурманска. С ранней юности хорошо знаком с наукой труда, отзываясь об этом с горделивым оттенком. Учился в Красносельском училище художественной обработки металлов, где, по счастью, в те годы был удивительный «звёздный» штат педагогов – московской и ленинградской школ. Это не псевдопатриотическое заявление благодарного воспитанника, а отзыв взрослого человека, уже тогда ставившего целью не получение документа о художественном образовании, но пытливого искателя совершенства в деле, которому посвящал жизнь.

Потому, уже будучи студентом, летом – благо, расстояния близкие! – поступал в Строгановское (и был принят!). Но продолжил учебу, убедившись, что именно в этом провинциальном городке обучение, как и условия для творческого самоопределения, много лучше, нежели в прославленных столичных заведениях.

«Вечерами я постоянно рисовал в изокружках при училище. Ведь у меня там никого не было, а в общежитии нечего делать. Тогда это и стало пристрастием, с которым не расстаюсь по сей день, – говорит художник. – А еще там была великолепная библиотека. Там я начал штудировать труды Б.Тураева по истории культуры Азии, обожал книгу Некрасова по древнерусскому искусству, выучил ее почти наизусть. С этого, собственно, и началось мое творчество».

Начало зрелости

Обретя профессию мастера по обработке металлов, точнее – освоив скань и эмаль, Валерий Приходько, отказавшись от множества предложений, с красным дипломом, возвращается домой, в Павлодар. «Здесь – мать, родные, но прежде всего – возможность предъявить свои возросшие требования к себе.

Будни обретают притягательную силу радости, когда занимаешься любимым делом. Увлеченно, много занимался ювелирными изделиями, и монументальными работами, где освоил искусство витража (это было на «Немане», белорусском стекольном заводе), и графикой, станковой и книжной».

Вот когда определилось творческое кредо – быть графиком, рисуя на металле и камне, на линолеуме и бумаге, ища собственный путь и стиль.

Приезды в Павлодар мэтра графического искусства Евгения Матвеевича Сидоркина стали мощным дополнительным стимулом к работе в этом непростом виде творчества. «Меж нами не было особо близких отношений, возможно, мешала моя робость перед мастером. Но он поддержал меня, сказав, чтобы я продолжал работать именно в оригинальной графике – тушью и пером.

А потом были поездки по Торгаю, и в результате – карандашная серия «Тургай студенческий» (1979), потом серия линогравюр и офортов («Вечные темы» и «Сюжеты из дневников»). Много дала мне поездка на творческую базу Союза художников СССР «Сенеж» в Подмосковье. Общение со сложившимися художниками-графиками, такими как Абросимов или Шмаринов, постоянное соотношение своих сил и возможностей с мастерами из разных регионов и сотрудничество в течение двух месяцев ощутимо сказалось не сразу. Но подвигло на более придирчивое отношение к уже сделанному. Конечно, и участие в выставках, а их было достаточно, помогало «держаться на плаву».

Но лишь в последние десять лет я почувствовал совсем иной «вкус к работе». Всё, что подспудно волновало и не находило выхода, как будто прорвалось сквозь все заслоны, и началась очень трудная и безумно интересная пора. Может быть, это – начало зрелости. И работается сейчас совсем иначе, чем прежде. Запоем, часами не сходя с места, напрочь теряя ощущение времени. И при этом – удивительное ощущение полноты жизни, полноценности бытия. Может быть, так и должно быть?»

Вопрос о смысле жизни

Вопрос, который задал мне художник, содержит в себе и ответ. А как иначе? Но если всмотреться в серии новых композиций, которые определяют сегодняшнее лицо Валерия Приходько, становится ясной подоплека и закономерность застенчивого и несколько удивленного восклицания. Все предшествующие, сколь бы ни разнились меж собой, произведения ушли в прошлое, как дань времени, юношеским сомнениям и колебаниям, неуверенности в собственном «я».

Вместе с «эпохой перемен» состоялось открытие иного мира в себе, когда надо всем главенствует вопрос о смысле жизни, о назначении человека в этой Вселенной, о заповедях чести и мужества, о тонких мирах и Душе всего сущего. И появляются серии «Азиатский Рог», «Зимнее ускорение Сердца», «Космические новеллы». Вот когда и техника исполнения явилась совсем иная, где графику черно-белой пластики потеснил цвет, живой, органичный, и вместе с тем какой-то отстраненный, живописующий мир мечты и реальности через сознание существа, наделенного даром видения сквозь времена и пространства.

Думаю, это было дано художнику изначально. Понадобилось пройти через колючую, тернистую колею времени, чтобы убедиться в верности своих пристрастий и выбора. А потому, наверное, так естественно и безмолвно входят в нашу жизнь с листов «Изографических панорам» то «Голый король», то «Заколдованный рыцарь», то «Близнецы». Самое сложное для живописца – писать портрет или предметы на белом фоне, это общеизвестно. Мало кому это удавалось в истории мирового искусства. Тем поразительнее эффект соотнесения в пространстве чистой белой поверхности листа гармонической цельности и «движения воздуха» в этих многочисленных размышлениях-исповедях, исполненных гуашью. Особенно воспринимается центральная часть триптиха «Оранжевая баллада» (1996-97), где в обрамлении веерообразных ветвей возлежат перед нами три фигуры: индеец, азиат и голубоглазый помор. Столь неприхотлив и бесконечно свободен от всех враждебных сил и помыслов их отдых, что рождается догадка о счастье жить в мире и согласии, о радости рождения и бесконечности этого чуда – жить.

Новые грани 2000-х

Валерий – из тех художников, кто с детства с упоением много читал. Пушкин и А.Грин, Андерсен и русские народные сказки… Позднее – Андрей Битов и Фазиль Искандер, Булат Окуджава и Антуан де Сент-Экзюпери, К.Паустовский и книги о живописи Андрея Рублева и М.Врубеля, о мозаиках Византии и классике Ренессанса…

Все слилось в конгломерат той поразительной мощи плавки, что в итоге привело к чуду новой живописи. «Все, что делается мною в живописи и графике, дарит мне ощущение, что это происходило и происходит наяву, в жизни, – говорит В.Приходько. – Для меня важно высокое искусство – в движении чувств, в отзывчивости на социальность происходящего.

Пример и источник вдохновения – незаурядные творцы, такие как художник С.Калмыков, композитор А.Шнитке, искусствовед Н.Пунин.

Все это – та правда, без которой невозможно появление моих новых работ».

Палитра красок В.М.Приходько конца 90-х – начала 2000-х необычайна по силе и звонкости цвета. Точно работа в металле из юношеской поры перелилась золотом скани в узорочье живописи. Благородство и величие героев – неизменно, а сияющее праздненство красок утверждает вновь бессмертье Красоты. И великолепная феерия Жизни одаривает нас ею.

Сауле Беккулова

Кандидат искусствоведения

                                                               Быль времен

В галерее «Тенгри-Умай» открылась ретроспективная выставка павлодарского художника Валерия Приходько «Сюжеты из дневников», включившая в себя работы 1998–2004 годов. В «дневниках» художника оказались не зарисовки на бытовые темы и не обнаженные натурщицы, а свой взгляд на многовековые легенды и мифических персонажей. Пожалуй, редко можно увидеть на вернисажах, что бы посетители в своих оценках представленных работ так четко разделились на два лагеря. В самом деле, что для одного было откровением, другому казалось лишенным смысла, а в некоторых случаях – просто примитивным. В чем нельзя упрекнуть художника, так это в отсутствии стиля письма. Его работы легко узнаваемы благодаря особой технике и подбору цвета.

Валерий Приходько изображает свое понимание культуры кочевников, свое видение библейских сюжетов и древнегреческих легенд. Как можно заметить, темы, интересующие художника, очень разнообразны, но все они находятся где-то в глубокой истории.

Посетители вернисажа в который раз пожаловались друг другу на отсутствие каких-либо критериев в искусстве и огорчились, что мнения их о работах художника оказались так полярны. Публика спорит, но это не мешает Валерию Приходько оставаться востребованным художником. Его картины уже находятся в Государственном музее им. Кастеева и в частных собраниях казахстанских и зарубежных коллекционеров.

 

Континент

№13(149) 29.06 - 12.07. 2005 г.

Анна Ассонова

 

 

 

 

 

Показано 1 - 9 из 18