Сыдыханов Абдрашит

Родился в 1937 г. в с. Кулагине Гурьевской области. В 1965 г. окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. Участник выставок - с 1965 г. Член СХ РК - с 1967 г.

Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан. Лауреат Государственной премии РК им. Ч. Валиханова. Почетный кавалер ордена "Курмет". Обладатель независимой премии "Тарлан" за 2000 г.


Абдрашит Сыдыханов начал свой творческий путь в середине 60-х гг. Славу "молодого, талантливого живописца" художнику принесли живописные работы: "На уборке табака" (1972), "Купание овец" (1971), "Сбор яблок" (1973), которые сразу же вошли в коллекцию ГМИ им. А. Кастеева. Параллельно с поисками возможностей живописного языка в станковой картине, А. Сыдыханов работает художником-постановщиком на киностудии "Казахфильм". За 25 лет им создано более 1000 эскизов к различным кинофильмам. В их числе ленты: "Кулагер", "Красавица в трауре". Многосерийный фильм "Чокан Валиханов" удостоен Государственной премии (1986).


Периодом наивысшего расцвета в творчестве А. Сыдыханова многими критиками определяются 1980-е гг. В это время, изменив манеру своего живописного языка, художник создал широко известные сейчас произведения - "Песня жаворонка" (1982), "Белый родник" (1986), "Пастух ворон" (1987).


В 1989 г. выставкой "Знаковая живопись Абдрашита Сыдыханова" (ГМИ им. А. Кастеева) было ознаменовано начало еще одного этапа в творчестве художника, который можно охарактеризовать как "ассоциативный". Используя "танба" - изображения родовых знаков казахов, фигуративные элементы и символы тюркских народов, художник создает на холсте игровое поле ассоциаций. Большая серия работ была написана также на сюжеты восточных притч.


С середины 1990-х гг. художника занимают выразительные возможности белого цвета. Он создает известную "белую серию" ("Пустая лодка", "Гнездо", "Одиночество", "Гора "Девичья грудь").


Произведения А. Сыдыханова находятся в Государственном музее им. А. Кастеева (Алматы), Восточно-Казахстанском областном музее изобразительного искусства (Усть-Каменогорск), Атырауском музее декоративно-прикладного искусства (Атырау), Областных художественных музеях Караганды, Петропавловска и Павлодара, в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Музее народов Востока (Москва), Музее Хута Катовице (Польша) и Музее Зиммерли (США), в галереях и частных коллекциях Казахстана, Лихтенштейна, Израиля, США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Турции, Греции и ОАЭ.


    3. Сыдыханова,
искусствовед

 

                                   Абдрашит СЫДЫХАНОВ: Мои картины – это танец руки

 «Пустая лодка Абдрашита Сыдыханова» – так называется выставка, посвящённая 75-летию со дня рождения художника, заслуженного деятеля искусств РК, которая открылась в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

Абдрашита Сыдыханова искусствоведы относят к так называемым шестидесятникам, которые пришли в большое искусство в период хрущёвской оттепели. Именно тогда создавалась национальная художественная школа. Вместе с Айтбаевым, Табиевым, Сариевым и другими он пытался синтезировать искусство Востока и западные художественные традиции. В этом плане Абдрашита Сыдыханова можно было бы назвать «последним из могикан».

– Он совершил переворот в нашем искусстве, – считает ведущий научный сотрудник музея искусств Камилла Ли, – мы помним его выставку «Знаковая живопись Абдрашита Сыдыханова», когда Абике отказался от фигуративности и всё перевёл в символику, в основе которой лежит казахский родовой знак «танба». После множества «знаковых» работ был следующий этап – его знаменитая «Белая серия» и шедевр «Пустая лодка». Художники знают, как трудно работать с белым цветом, но Сыдыханов делал это легко и свободно, потому что для него живопись была, как он сам говорил, танцем руки.

Выставка, на которой представлено более 80 картин мастера, – это дань памяти талантливому живописцу, чьи работы вошли в коллекции Третьяковской галереи, американского Музея Циммермана, Государственного музея искусств им. А. Кастеева. Они стали украшением галерей и частных коллекций Лихтенштейна, США, Швейцарии, Англии, Израиля, Греции и многих других стран.

Организованная компанией «Астана Моторс», она сразу же вызвала большой интерес у любителей живописи и, конечно, у поклонников творчества Абдрашита Сыдыханова.

По словам его дочери Зауреш, последний год своей жизни Абдрашит Сыдыханов мечтал о такой выставке, до последнего дня творил, торопился представить своим друзьям, коллегам новые картины, написанные им с 2007 года. Но судьба распорядилась по-своему.

Художник ушёл, но его картины продолжают жить. И с годами его творчество восходит к новым и новым высотам.

– Мы с огромным удовольствием поддержали эту выставку, потому что Абике был не только замечательным художником, но и нашим большим другом, – сказал на открытии выставки президент компании «Астана Групп» Нурлан Смагулов. – Мне выпала честь общаться с ним на протяжении нескольких лет. Никогда не забуду его мастерскую, где всегда был горячий вкусный чай и велись беседы о каких-то простых, но в то же время и вечных проблемах. Он любил шутить, был молод духом, мог часами общаться с молодёжью и при этом, что называется, «быть в теме». Поэтому нам показалось важным сохранить память об этом уникальном человеке. Его картины являются подлинной жемчужиной изобразительного искусства Казахстана.

Вместе со всеми я шла от картины к картине, поражаясь не только необычной манере письма художника, но и его способности меняться – ранний и поздний Сыдыханов – словно два разных человека, которые по-разному смотрели на жизнь.

В последние годы художник видел мир глазами ребёнка, ведь только таким глазам доступна подлинная его красота. Не случайно одна из выставок Сыдыханова так и называлась: «Я снова ребёнок». Перед нами на полотнах представал мир, который удивлял, как сказка. И в эту сказку он сам верил, как верят дети, искренне, видя в ней некую реальность. Кстати, Камилла Ли считает, что Сыдыханов по своей природе был немного мистиком.

– Этот художник ни на кого не похож, он всегда отрицал свои собственные достижения, и каждый новый его этап не повторял предыдущего, – отметила она.

По воспоминаниям всех, кто его знал, Сыдыханов действительно получал большое удовольствие от того, что он делал. Например, с увлечением работал в кино, куда пришёл в 1965 году сразу после окончания Алматинского художественного училища им. Н. Гоголя. Его эскизы к фильму «Крылья песни» участвовали в выставке произведений художников театра и кино и сразу были замечены. В этот период он создал целую серию работ: «Зимовка чабана», «Сбор яблок», «Девятый микрорайон», «На уборке табака».

Их можно было увидеть на выставке Абдрашита Сыдыханова. И в какой бы манере ни работал мастер, его картины, по мнению Нурлана Смагулова, – торжество человеческого счастья, доброты.

– Его работы очень радостные, у них хорошая аура, наверное, поэтому картины Сыдыханова так ценятся на артрынке. Как я уже говорил, это был поразительный человек, для него не существовало авторитетов, богатых и бедных, начальников и подчинённых. Все были просто люди, которые интересовали его с позиции своего мировоззрения, образа мышления. Таких, как он, очень мало осталось. Это романтики, представители какой-то другой эпохи, не прагматичные, в чём-то наивные, но это и подкупает.

Мегаполис

от 22.10.2012

Елена БРУСИЛОВСКАЯ  

 

 

 

 

 

 

Показано 1 - 2 из 2