Гулиев Шамиль

Родился в 1960 году в Нальчике, Кабардино-Балкария. 
В 1979 году окончил Алматинское художественное училище им. Гоголя, в 1992 – Алматинский государственный театрально-художественный институт (Казахская национальная академия искусств им. Жургенова). Живет и работает в Алматы.

Персональные выставки

2012

«Guliy to Aizhan», Государственный музей искусств им. А.Кастеева, Алматы, Казахстан

2003


«Почтовые марки Турана», галерея «Тенгри-Умай», Алматы, Казахстан

2002


«Когда казахи были мореплавателями», галерея «Шежире», Астана, Казахстан 

Групповые выставки

2008

Выставка современного искусства Казахстана, аукционный дом Christie’s, Лондон, Великобритания

Международный пленер и выставка к 10-летию Астаны, Астана, Казахстан

2006

«ЦДХ-2006. Современники», ЦДХ, Москва, Россия

2005

«ЦДХ-2005. Среда обитания», ЦДХ, Москва, Россия

2004

«ЦДХ-2004. Экология», ЦДХ, Москва, Россия

2003

«Казахстанская скульптура 2003», Арт-центр «Алма-Ата», Алматы, Казахстан

«ЦДХ-2003. Новое поколение», ЦДХ, Москва, Россия

2002

«Сувенир Казахстана», галерея «Трибуна», Центр современного искусства Сороса-Алматы, Алматы, Казахстан

2000

«Я – твое Солнце», галерея «Трибуна», Алматы, Казахстан

1999

Выставка из собрания Атырауского музея им. Ш. Сариева, Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

1998

«Жигер’98», Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

«Парад галерей», Государственный музей искусств им А. Кастеева, Алматы, Казахстан

«Двое в пути», совместно с А.Осиповым, галерея «Мост», Алматы

«Sary-Arka. Contemporary Art from the Kazakh Steppes», Музей и архив Чарлз Самнер Скул, Вашингтон, США

1997

Третья международная биеннале «Азия-Арт 97», Ташкент, Узбекистан

«Фестиваль искусств», выставка ассоциации «Мост», Акмола, Казахстан

«Жигер’97», Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

«Мост-II», Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

«Экологическая методика выживания человека и планеты Земля», передвижная выставка по Казахстану (Чимкент, Кзыл-Орда, Акмола и др.), 1997, Алматы; 1998, Акмола

Выставка совместно с А. Беккуловой, галерея «Бейне-М», Алматы, Казахстан

«Мир тюрков», Стамбул, Турция

«Nomadic Myths», Арт Центр округа Колумбия, Вашингтон, США

«Парад галерей», Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

«Неосуществленные проекты», казахстанско-американская выставка, галерея «Мост», Алматы, Казахстан 

1996

«Художники-номады XXI века», казахстанско-американский проект, Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

«Творческая лаборатория», казахстанско-американский проект, Тургень, Казахстан

Выставка-презентация Ассоциации «Мост», Центральный выставочный зал, Алматы, Казахстан

1995

2-я Международная выставка современного искусства «Диалоги-95», Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, Россия

1994

«Александр Осипов. Шамиль Гулиев», галерея «Искандер», Алматы, Казахстан

1990

Выставка молодых художников «Жигер», Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

1989

«Перекресток», Центральный выставочный зал, Алматы, Казахстан

 Награды

2002

3-я премия, выставка «Сувенир Казахстана», Центр современного искусства Сороса-Алматы, Алматы, Казахстан

1999

Творческая стипендия Президента РК

Коллекции

Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

Дирекция художественных выставок Министерства культуры РК, Алматы, Казахстан

Президентский дворец «Ак-Орда», Астана, Казахстан

Атырауский музей искусств им. Ш. Сариева, Атырау, Казахстан 

 

 

 

 

 

                                                           Методом папы Карло

У Пикассо был голубой период. У казахстанского художника Шамиля ГУЛИЕВА - бутылочный. Сейчас он плавно сменился черепочно-тыквенным. Шамиль лет пять назад привел в восторг Алматы, показав быков и коней из сплавленных бутылок. Потом словно исчез. Его картины висят в салоне жены Айжан Беккуловой, по городу ползут слухи о том, что он вот-вот сделает наконец выставку, а Шамиль, как затворник, предается аскезе в мастерской. Здесь к старому топчану между мольбертами и странными предметами в пакетах ведет узкая тропинка, проложенная между осколками керамики и черепушками из тыквы. Чтобы увидеть, чем занимается Шамиль, надо умоститься на диване и попросить немногословного мастера показать работы. Тогда из самых невообразимых углов появляются забавные персонажи – Буратино в восточной тюбетейке, дамы, сложенные из тыкв, как из частей конструктора. Даже каверверсия “Девушки с жемчужной сережкой”. Есть и совсем невообразимые вещи, например “Муму” - две головы с вытянутыми трубочкой губами.

 - Необязательно снимать кино, чтобы отдать дань Тургеневу и его произведению, - говорит Гулиев. - Я не делаю никаких эскизов. Работаю “методом папы Карло” - когда смотришь на предмет и видишь в нем какую-то форму. И что удивительного в восточном Буратино? Эта итальянская история точно так же могла произойти где-то в Центральной Азии, например, в Мавераниахре.

Все это выполнено из осколков узбекской керамики и столь любимых на Востоке тыквянок. Европа пришла бы в восторг от подобных работ. Но Гулиев напрочь лишен размаха, он не пытается поэтизировать выбор материала. Даже не старается бить на жалость: “Мол, нет денег на краски, вот и приходится...” Говорит, что все очень просто. Жена - организатор ярмарок ремесленников, после которых остаются горы битых черепков в радужных разводах орнамента. Такую красоту выбрасывать жалко, вот и решил приспосабливать ее в дело. Тыквянки оттуда же, но теперь размах вдохновения требует больше материала. Так что в этом году Шамиль раздал знакомым семена и попросил вырастить для него побольше тыквочек.

- У каждого человека есть свой взгляд на мир, и художник интересен тем, что может поделиться этим взглядом. Конечно, когда-то хотелось славы, денег. Потом понял - живопись этого не даст, зато сам процесс - как наркотик. Ты получаешь такой кайф, что и денег не надо. Кстати, ни деньги, ни слава не дают этого ощущения.

Шамиль родом из Нальчика, в Алматы учился и до сих пор считает себя советским человеком, а всю территорию СНГ - родиной. У него стёб легко соседствует с философией:

 - Конечно, скульптуры из бутылок были стёбом - ведь сам материал такой доступный, особенно когда много пьешь. С другой стороны, нам они кажутся чем-то обыденным, а лет пятьсот назад хан отдал бы табун за такую диковину.

- Буратино и прочие литературные герои - это хорошо. А вот если бы вы стали изображать современника, каким бы он у вас получился? Из бутылок, осколков, деревяшек?

- Я часто изображаю современников. Вот они.

 Шамиль достает из груды работ холсты. Женщины, валяющие войлок с дорожными знаками вместо узоров. История современной Анны Карениной, выполненная в жанре сюрреалистичных петроглифов. В этих историях нет горечи, только документальная точность, как в немногословности автора.

- У вас нет ощущения обмана от профессии, от города? Можно было бы жить и лучше, и богаче...

 - Пока солнце светит, все минуты замечательны. Обижаться не на что. Отсутствие достатка? А зачем он? Я же не возьму на тот свет с собой особняки и машины. Только свою душу.

 

Время

от 29.07.2010

Ксения ЕВДОКИМЕНКО

 

 

Показано 1 - 9 из 11